Мерчандайзинг: аутсорсинг или аутстаффинг?

Мерчандайзинг: аутсорсинг или аутстаффинг?Сегодня поставщик должен не просто отгрузить продукцию в магазины: порой необходимо «снабдить» поставку и дополнительными опциями — мерчандайзерами. Как добровольно, так подчаси принудительно, если это условие магазинов. И те поставщики, которым содержание своего или стороннего штата мерчандайзеров в принципе было не нужно (и уж тем более дорого), сегодня это делать уже обязаны. Иметь собственный штат сотрудников или обратиться к другим формам организации — аутсорсингу или аутстаффингу мерчандайзинга — какой путь выбрать?

Работа по привлечению кандидатов на вакансию «мерчандайзер», проведению первичных собеседований и тестирования требует огромного количества сил и времени. Сегодня, учитывая большую ротацию мерчандайзеров, процесс поиска не прекращается ни на секунду. Только производителю, имеющему большую кадровую службу и работающему на постоянное привлечение аналогичных кандидатов, например, на производство, не составит труда также набирать мерчандайзеров. Если большой компании нужен постоянный штат мерчандайзеров и компания готова сама их набирать, обучать и контролировать, предпочтительней оперировать с командой мерчандайзеров напрямую, что сократит время цикла: задача — выполнение — результат — корректировка задачи и т. д. Иногда это более затратно и трудоемко, чем использование услуг стороннего агентства, но качеством окупается, — говорит Олег Альтшуль, директор по детскому и здоровому питанию «Лакталис Восток». В любом другом случае этот объем работы будет крайне обременительным. Абсолютно аналогичная ситуация возникает и с организацией кадрового учета.

Чтобы будущий мерчандайзер мог выполнять свою работу качественно, ему следует ознакомиться не только с планограммами выкладки продукции производителя, но и с азами мерчандайзинга. Для этого нужен тренинг, проведение которого индивидуально для каждого из новых мерчандайзеров невозможно. Значит, новый сотрудник будет вынужден ждать какое-то время, пока сформируется необходимая для обучения группа, либо начнет свою работу без специальной подготовки.

Специализированное агентство по аутсорсингу или аутстаффингу выполнит задачи подбора, подготовки и кадрового учета сотрудников быстрее и качественнее. Но какая форма сотрудничества предпочтительнее?

Аутстаффинг: все под контролем?

Производители, отдающие предпочтение аутстаффингу, полагают, что передают агентству самую тяжелую часть работы — подбор кандидатов и кадровый учет. Но в тот момент, когда мерчандайзер приступает к работе, проблемы не заканчиваются — самое интересное нас ждет впереди!

Рассмотрим текущее управление мерчандайзингом. С точки зрения качества управления, как кажется на первый взгляд, иметь полное (именно полное) и прямое воздействие на мерчандайзеров гораздо эффективней. Так ли удобно и результативно руководить мерчандайзерами самим? Речь идет о реальном «качестве постановки задач». В варианте, когда мерчандайзеры непосредственно подчиняются торговым представителям, мы сталкиваемся с несостоятельностью последних придать рациональность работе своих подчиненных. Связано это и с уровнем знаний в области менеджмента, и с текущей занятостью торговых представителей. Рост квалификации сотрудников напрямую зависит от квалификации непосредственного руководителя. В случае подчинения торговым представителям мы не можем рассчитывать на сильную, «однородную» команду мерчандайзеров. Другой вариант — выстроенная вертикаль управления с необходимыми горизонтальными связями (наличие отдельного отдела мерчандайзинга со своим руководителем) придает более «дисциплинированную» схему работы. Хотя и здесь фактор наличия четкой структуры взаимодействия является первостепенным.

Конечно, существуют компании, где изначально есть четко выстроенная система координации служб сбыта и мерчандайзинга, где устанавливаются четкие планы и задачи по отделам, по бригадам, по территориям; действует отлаженная система аудита. И, наконец, самое главное – сотрудникам предлагается достойная заработная плата и социальная поддержка. В любом случае только организация качественного и постоянного контроля за работой мерчандайзеров может подтвердить целесообразность потраченных денег.

Главное — прозрачность

Аутсорсинг имеет в данном случае свои неоспоримые плюсы: мерчандайзинг при аутсорсинге осуществляет не отдельно взятая структура в структуре (где деловые связи переплетены с личностными, что не всегда идет на пользу дела), а отдельная компания-исполнитель. В таком случае все распоряжения заказчика имеют повышенный статус, так как существуют договорные обязательства. Формулировать задачи одному человеку (руководителю проекта исполнителя) гораздо проще, чем армии мерчандайзеров. Да и финансовая ответственность исполнителя за достигнутый результат при аутсорсинге абсолютно прозрачна, в отличие от ситуации с собственными мерчандайзерами, которые, как броней, защищены КЗОТом от какой-либо ощутимой финансовой ответственности перед работодателем.

Производители, отдающие предпочтение аутстаффингу или собственному отделу мерчандайзинга очень часто приводят такой аргумент, как оперативность. Но при отлаженной схеме взаимодействия между производителем и агентством такой проблемы не существует. Мерчандайзеры также своевременно получают всю необходимую для работы информацию.

«На мой взгляд, аргументом в пользу собственного отдела либо аутстаффинга является лояльность персонала. Можно считать, что мерчандайзер, работающий непосредственно у производителя, более заинтересован з своей работе, рассматривает свою работу как начало карьеры в данной компании. Он рассчитывает, что если хорошо себя зарекомендует, сможет в будущем стать, например, торговым представителем. По логике, это должно приводить к уменьшению «текучки». Но все ли мерчандайзеры имеют такие честолюбивые планы? Хочет ли производитель «растить мерчандайзеров»? — вот вопрос, — говорит Дарья Иванова, генеральный директор Trade Marketing Agency Ruslnfo.

— Задача укрепления лояльности персонала может быть решена и при аутсорсинге. Если производитель и агентство говорят на одном языке, если они заинтересованы в сохранении имеющегося персонала — все возможно. Например, за шесть лет сотрудничества с компанией «Вимм-Билль-Данн» несколько десятков наших сотрудников перешли в том или ином качестве на работу к производителю.

Кроме того, сложно представить, что новоиспеченные мерчандайзеры, находящиеся в подчинении торговых представителей той или иной компании, способны не только к самоконтролю, но и к аналитической оценке собственной деятельности, непосредственно влияющей на динамику продаж и продвижение продукции. В ситуации, когда деятельность мерчандайзеров аутсорсинговой компании поддерживает стабильность продаж клиента, агентство несет полную ответственность за организацию качественного аудита, равно как и ответственность за бесперебойную работу хорошо отлаженного механизма. Если какая-то шестеренка в этом огромном механизме сломалась, именно аутсорсинговая компания берет на себя труд очень быстро ее вынуть и вставить другую. Производитель, как пассажир первого класса красавца-парохода, прогуливается в белом костюме по палубе. Его не должно волновать, кто и что подбрасывает в этот момент в топку, для того чтобы пароход плыл. Вся черная и тяжелая работа аутсорсинговой компании должна быть скрыта от его глаз.

аутсорсинг пожарной безопасности что включает

кадровый аутсорсинг как вид кадрового консалтинга предполагает

аутсорсинг что это такое простыми словами

This entry was posted in Аутсорсинг мерчандайзинга что это and tagged , , , . Bookmark the <a href="http://cstwo.ru/merchandajzing-autsorsing-ili-autstaffing/" title="Permalink to Мерчандайзинг: аутсорсинг или аутстаффинг?" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.