В относительно благоприятные экономические периоды немногие компании задумываются о повышении эффективности бизнес-процессов. Главным в повестке дня этот вопрос становится тогда, когда требуются ресурсы для поддержания операционных функций бизнеса, приносящих доход. В этих условиях компании так или иначе задумываются об аутсорсинге.
В силу индивидуальности каждого предприятия четко разделить рынок на тех, кому выгоден аутсорсинг, а кому нет, невозможно. В каждом конкретном случае к этому вопросу необходимо подходить, вооружившись калькулятором и учитывая, что выгода заключается не только в сокращении затрат.
Освобождение от рутины и временных задач
Чтобы не быть в числе догоняющих, бизнес должен фокусироваться на развитии конкурентных преимуществ. Но помимо этой основной миссии у сотрудников компании, как правило, есть целый список рутинных обязательных задач, напрямую не влияющих на доходность. Стоит ли использовать драгоценное время высокооплачиваемых сотрудников IT-департамента на стандартное ТО принтеров, компьютеров и других элементов IT-инфраструктуры? Чтобы сосредоточить собственные IT-ресурсы на формировании и внедрении инструментов, способствующих повышению конкурентоспособности бизнеса, менее значимые задачи целесообразно передать на аутсорсинг.
Кроме того, аутсорсинг востребован при необходимости эпизодических работ, к примеру, при расширении бизнеса, когда требуется спроектировать, смонтировать и ввести в эксплуатацию IT — и инженерную инфраструктуру в новом филиале (магазине, банковском отделении и т. д.). При аутсорсинге компании избавляют себя от затрат на подбор, содержание и обучение временного персонала.
Избавление от многократного дублирования непрофильных функций
Разветвленная структура с большим количеством филиалов и дочерних предприятий – характеристика большинства крупных компаний в России, что обусловлено географическими особенностями страны. Для обеспечения жизнедеятельности всех этих территориально распределенных подразделений требуются стандартные бизнес-процессы (бухгалтерия, документооборот, техническая поддержка), которые многократно дублируются в зависимости от количества регионов, где представлена компания. Соответственно, дублируются и затраты на поддержку этих процессов.
Централизовать учетные функции позволяет аутсорсинг общего центра обслуживания (ОЦО). В этом случае капитальных затрат не потребуется, а современные информационные технологии дают практически неограниченные возможности для контроля аутсорсера.
Также за счет аутсорсинга можно централизовать функции технической поддержки территориально распределенной телеком-, IT — и инженерной инфраструктуры. Передав эти задачи одному поставщику услуг по всей стране, компании избавляют себя от необходимости содержать штат собственных технических специалистов во всех регионах присутствия и от затрат на управление большим количеством подрядчиков в случае обращения к аутсорсингу на местах.
Внедрение инноваций и привлечение высококвалифицированного персонала
Квалифицированные сотрудники, владеющие глубокой экспертизой в своей области, – роскошь, которую могут себе позволить далеко не все компании. Таких специалистов, особенно в сфере IT, на рынке немного, стоят они дорого. Немногие предприятия готовы идти на такие издержки для поддержания непрофильных бизнес-процессов, особенно когда нет возможности загрузить персонал на 100%. Поставщик услуг в отличие от внутренних служб имеет возможность выполнять работы сразу для нескольких заказчиков, что обеспечивает максимальную утилизацию рабочего времени его сотрудников. К тому же он более замотивирован в привлечении высококвалифицированных специалистов. Для него выполнение вспомогательных задач клиента – основной бизнес.
Кроме того, аутсорсинг – это инструмент, позволяющий компаниям встать на путь инновационного развития. Рынок аутсорсинга сегодня уже не ограничивается базовыми сервисами и формирует предложения, дающие клиентам возможность получить инновации в составе услуги. Примером могут быть пакеты «бизнес-решения как услуга», или BSaaS (Business Solution as a Service): аутсорсинг печати, мониторинг и контроль транспорта как сервис, автоматизированное рабочее место как услуга и т. д. В составе пакета BSaaS клиенту в долговременное пользование предоставляется инфраструктура в нужном объеме и с нужными параметрами, программное обеспечение, услуги технической поддержки и ремонта и нередко персонал. Оплата может производиться по таким параметрам, как цена за тикет, цена за обращение, ежемесячная абонентская плата. К примеру, при услуге мониторинга и контроля транспорта аутсорсер предоставляет в аренду заказчику навигационную технику, а в качестве услуг – оснащение этой техникой автопарка, техническое обслуживание, обеспечение доступа к системе мониторинга автотранспорта. Клиент на условиях абонентской платы в режиме онлайн получает информацию о работе транспортного парка. На основе этой информации руководство компании может прогнозировать расходы и принимать решения по дальнейшему развитию автопарка. Таким образом, заказчик BSaaS получает эффективные инструменты для достижения бизнес-целей без капитальных затрат на закупку и внедрение дорогостоящего оборудования и ПО.